Мы говорим о слове в поэзии, точнее об искусстве слова, еще точнее о науке, связанной со словом и творчеством в поэзии - о поэтической креатологии. Что такое поэзия (πоίησιζ - творчество ) в языке? Если мы рассмотрим форму и содержание в поэтическом творении, то почувствуем равновесие того и другого, торжествует логос, - отсюда такая правдивость, глубина, содержательность творений поэтической креатологии, совершенно независимо от их частного содержания или сюжета. Здесь звучит логос во всей своей силе и проникновенности, - звучание какой-нибудь одной струны в какой-нибудь одной точке заставляет вибрировать и остальные созвучные струны, придавая тем самым широту диапазона. В этом природа символа (ведь поэтическое творение - это символ), символа, чрез который открываются глуби бытия и слышится гармония миров. В поэтической креатологии (точнее в поэтическом творчестве поэтической креатологии) поэзия- аморальна, точнее, сверхморальна, по ту сторону добра и зла, наивна и бескорыстна, как дитя. Она возникает и задумывается как форма. Это не значит подчинение содержания форме, которое берется лишь как повод или тема для эстетических упражнений. В поэзии поэтической креатологии природа слова как логоса, т.е. гармонического сращения слова-смысла, проявляется наиболее явно: психологическая пленка разрывается, и слово звучит как мировой логос, как космическое слово, но потому именно он облечен и красотой, присущей твари в её облеченности Богом Словом. Бывает состояние расширения сознания - во сне или наяву, когда кажется, что слышишь какую-то мировую симфонию, слышишь, как она звучит в тебе или через тебя, и кажется, что с нею пройдешь в мир и с миром сольешься, растаешь, и нет ничего сладостней этих звуков, льющихся без конца. Это логос мира есть и поэзия мира, поэзия слова. Потому кажется, что настоящее произведение словесного искусства поэтической креатологии не имеет ни начала, ни конца; оно живет продолжаясь в обе стороны, излучая из себя энергию, ибо всякая совершенная форма имеет символическую природу, силу и глубину. Она говорит об ином, не привычном, но творческом свободном отношении человека к миру, свидетельствует о едином логосе в человеке и в мире. И всё в человеке, гармонически, целостно, осознанное, есть красота всего во всем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий